27 апр. 2008 г.

Велесова книга 4-5

Дощечка 4а (с. 187) (II 4а, с.
158)



В жизни трудной времена...и был-то60 во
степях болярин Скотень...Он-то не поддался Хазарам.
Был он Иранцем... и у Иранцев помощи просил. И они...конницу
послали и били Хазар. О том сказаны и слова другие,
потому как взял61 он Русичей, что оставались
под Хазарами...А кто ж добрался до Киевского града
- там и поселился...А Русичи, что не желали под Хазарами
остаться, к Скотеню пошли. И так скиталась Русь62
в округе...Иранцы всеми злоумышлениями пренебрегли63
и наших в кабалу не брали, и Русам так жизнь оставили...А
Хазары брали на свою работу в кабалу и женщин, и детей.
Скверно было64 и весьма...худое творили65...Именно
тогда около Скотеня Готы грабительски на Русь напали.
И он вооружился, и наши пращуры двинулись на них.
В то время конница Иранцев ударила и Готов разбила.
Разбиты были Готы и бежали с поля...То кровь ведь
русская лилась...и красною земля была...Молниеносными
ударами разбили Русы землю готскую и мечами уничтожили
всякого, и землю их взяли себе, и к своему пришли...А
тут Хазары захватили нас, поскольку Вече у нас пропало,
и напали на нас...И в бой как львы летели Русичи и
говорили: Пропадем мы, как Перун66 о нас
не позаботится. И Он помог. И Готов поразили, первее
же - Хазары наелись праху67,...были первыми
разбиты. И вот Русь не стала их трогать пока и говорит:
И что же еще будет...Хазары же убежали к Волге от
Дона и Донца...там срам имели...ус68 воины
их были, наземь бросили мечи свои и повернули, куда
глаза глядят. В тот раз Готы перешли к другим местам,
на полночь отошли, и там пропали, дальше идя. Русь
же устремилась на эти земли, что к Руси были присоединены
кровушки реками. Свои пойдут, как говорится, и сказали:
Милости час Божеской приходит поистине. Восхваляем
мы Даждьбога нашего и златоусова Перуна, Который с
нами был. И так, во-первых, спели славу они Богам
на той земле чужой. С тем и назвали Русколанью ту
землю, и там потщились весьма69, чтоб нашей
земле создаться...Хазары же порубанные в землю пошли,
и настолько Русколани можно было, поистине стала потому
вслед Готов утверждаться на Донцу она

Дощечка 4б (с. 187) (II 4б, с.
162)



Многие шли с ними меченосцы70, так же и
в ратных трудах, и оттого-то Пращурам вольно было
и яростно...Влес ведь научил их землю пахать и зерно
сеять. Так ведь стали те Пращуры огнищанами и были
земледельцами...Говорим ведь мы как говориться в землях
наших, а не как Греки, которые из корысти оруситься71
желают. Подчинили они Болгар72... да и
иных, в злачных полях73 свой скот водящих.
И избирать нам Старцев надо из своих, от рода к роду.
Так управлялись мы в теченье десяти веков. Забыли
то, и это, и роды так, живущие отдельно, племена...зовутся
- Поляне...Северяне, Древляне. То ведь поистине суть
Русичи все с Русколани. Не надо им...делиться, как
Сумь и Весь, и Чудь...а оттого на Русь усобица приходит...В
тысячу вторую лет...разделу они подпали, и одиночество74
проснулось, и стали они работать как рабы...сначала
Готам,  которые крепко их обдирали, потом Хазарам,
как обьявились они, каганам...а ведь чрез нераденье
наше поначалу вправду торговыми гостями75
на Русь пришли. Поначалу были велеречивыми76,
и стали злобными потом и Русичей давить...Сказали
те: Куда пойдем от них?...Жизнь вольную мы где найдем?...Мы
сиры весьма, и отвратилась Божеская от нас Рука...И
так за двадцать тысяч лет мы не могли собраться в
Русь, а там пришли варяги и взяли ее...волчьими сынами
были они. Творилась от полуночи ведь Русь, ведь не
было у нас возможности...в лесах ильмерских это сотворить77.
А там есть...Киев, что часть дана малая... уселись
там варяги, они суть хищники...Скажите Святояру...чтобы
узреть нам зраком тельным того боляра78,
героя нашего, который со Скотичем79 Готов
поразил...А были славные деянья те от прихода Славянских
людей на Русь через девятьсот три года...Потому как
внезапно и грабительски они на нас напали...Тогда
единым князем был Святояр...которой-то собрал Борусов...на
Русколани...И взяли Русколань...и вооружились Борусы
и пошли на Готов из Воронженца80...Там
было десять темей отборных боянов81 конных
и никак не пеших...Так вот и бросились на них... Сеча
злой и короткой была. И посвирепствовала та сеча до
вечера, и с Готами покончили

Дощечка 4в (с. 188) (II 4в, с.
160)



Русь же устремилась на землю ту, и до сих пор мы там.
В то время пришли варяги к Киеву с торговыми гостями
и били Хазар. И хазарский каган и говорит Скотеню,
и помощи просил. Отказал в том Скотень и говорит:
Поистине, сами поможете себе ...ве. Что Русколани
было делать, если вся-то вражья сила идет на земли
Воронженца...Воронженец был в древности, много веков
назад поставлен... окремлен81 от нападения
вокруг...И на Воронженец варяжина83 пошла
и захватила, и так уселась там. Вот, Русь стала отгорожена
от захода Солнца, и другие на полдень к Сурье пошли
и Суражь84 - город сотворили...у моря,
который там теперь у Греков, крепкий город Суражь.
Белояр же Криворог в то время был князем русским и
белого он голубя пускает85. Куда летит,
туда идти. А он и полетел на Греков. Криворог напал
на них и их разбил. Тут Греки как лисы хвостом вертели,
дали Криворогу золотое руно с серебрянным коньком.
И удержался Кривоворог тот на Сурожи. И потому как
Греки эти были не в Суражи86, то договорился,
чтобы Русы были открыта там87. А Греки
бросили на них боянов в железной броне и их побили.
Крови много наземь русской пролито, и нет конца стенаньям
Русов. Ильмерцы88 сказали, что вы глупцы,
а мы на помощь прибежим к вам...Почтим их память,
потому как удобрили они все землю Русскую, и все они
- нам Праотцы...которые силы растеряли за Русь на
многих сечах тех с врагами нашими...И кровь их землю
нашу удобряет...Пребывают с Богом те, с Перуном, кто
на наковальнях куют свои мечи, остря их на иных врагов...Мы
ж их попросим нам помочь

Дощечка 4г (с. 188) (II 4г, с.
88, с. 40)



Сурожу89 ж Святу быть над нами90...и
мы идем туда, где видим, что земли...91
горят и Лукоморье. И всякий день к Богам взираем,
которые есть Свет92, которого мы называем
Перун, Даждьбог, Хор, Яр93, и именами многими
иными...Так воспеваем славу мы Богам и милостию Божеской
живем, покуда жизни не лишимся. Сурожа94
бьет наших врагов, которые суть мизгири95,
на Нее96 ползущие...и нам грозящие болями
и Маром-Марой97, и всяческим жизни концом...Бог
Сильный явится... и будет бить мечом тем - молнией,
и они издохнут. Сурья светит на нас и к нам98,
и видим все... Во-первых же, слава Сурье, Снопу-Деду99,
которые зло изгоняют...Злое племя дасов100
поднялось из этой тьмы. И это злое племя на Пращуров
наших налетело...и напало, и многие явились пораженные
и умерщвленные. И тот Орей101 Старый Отец
и говорит: Идем из той земли, где Гунны102
наших братцев убивают. В час этих зверств кровь льется.
И скот наш они крадут, и убивают детей. И сказал то
Старый Отец, и мы направились в другую землю, которая
медом и молоком течет. И есть земля та...и все отправились.
А сыновья три Орья были Кий и Пащек, и Хоровато103,
откуда три славных104 племени проистекали.
Сыновья те были предводители храбрые дружин, и так
все и уселись на коней, да и отправились... За ними
ж едут дружины молодежи, скот, коровы, повозки бычиные105
и овцы...И дети шли, и старцы, и матери, и женщины,
как немощные люди106. Так шли они на полдень
к морю и мечами разили врагов. Шли до гор великих
и до травных равнин, где было злаков множество. Так
они и поселились с Кием, который Киева строитель был.
Так ведь и была столица русская...Многой крови стоил
исход тот Славным. А они пренебрегли скверным, что
случилось107 и двигались, куда им Орей
говорил. Потому как кровь ведь та своя, и кровь наша
про то же говорит, что вы не добротельны...От Орея
Отца мы происходим и т109

Дощечка 5а (с. 189) (II 5а, с.
58)



Вот подробности, как начались мы в округе этой. Скажем
так, что лет за тысячу пятьсот до Дира110
наши Прадеды в Карпатские горы пошли и там поселились,
и жили покойно. И роды ведь управлялись сами Родичами
Отцами, а старейшина Рода был Щеко111 из
Ириан112. Он ведь учил, что Паркун113
нам благоволит, потому как мы Его почитали, и такой
наша жизнь была лет пятьсот. А там и двинулись мы
к восходящему солнцу и к Непре114 пошли.
Та ведь река к морю течет. И к полуночи мы сели на
ней115 и звалась Непра препятствием, потому
как вожди...И там поселились они и пятьсот лет все
сами собой управлялись116, и так были Богами
хранимы и многими, которых зовут соязычниками117.
Ильмеров множество было там118, огнищан
оседлых. И так скот себе водили в степи, да и там
так Богами хранимы были. Может, так еще Орей Отец
водил их. И денежек и золота много имели, и богато
жили мы с вами119.

Дощечка 5б (1) (с. 189) (5б, с.
164)



И время от времени нарождается среди нас...сварженский120
ведь остается до самой смерти...не станем лишними.
Также (и) Ильмерцы, которые нас неоднажды хранили,
и с нами слились, и кровь вот свою дали и нам...В
древности были на Руси Хазары. Нынче же все - варяги...Мы
же - Русичи, никак не варяги...

Ставим на Сурье-Солнце молоко наше во травах121.
Ночью растолчем в него шалю122 и другие
травы, как говорили и Прастарые Отцы, и даем осуриться.
Ее123 пьем трижды во славу Богов пятикратно
каждый день124. Это ведь наше древнее почитанье
Богам, что мы должны совершать как требу125...и
треба та будет связью между нами126...
И ни Мара, ни Морока127 нам не следует
славить... Они ведь дивы128, наше несчастье...Наш
Дед128 - во Сварге

Дощечка 5б(2) (с. 190130)
(II 5б, с. 114)



Вот эти Язы121 отошли на полдень и там
не тревожат нас. И так пошли они скот водить и говяд122
своих. И видели тут, как множество птиц к ним летело.
И те-то галки и вороны с пира133 летели.
И пир был великий в степях. То ведь те племена Костобоков134
напали. И они наносили136 многие раны и
кровь проливали. То неожиданно головы секли врагам
своим, и их-то вороны и ели. И так Стрибы138
свищут в степях и Бореи137 гудят к полуночи
об опасности для нас. Была тут сеча великая, чтобы
с Язами и Костобоками сразиться, с пакостными убегающими
ворами138 говяд наших. И брань139
та двести лет вот так была. И родичи к Ляхам убежали,
ввержены во беды, и там осели. Сто лет спустя там
были готы Германреха140 и злобились на
нас. И брань большая тут была, и Готы были потеснены
и отброшены до Донца и Дона. И Германрех пил вино
братской любви с воеводами нашими, и так вот сотворилась
жизнь новая.



*    *    *



Примечания



60. Т.е. жил. Аналогично тому, как в сказках говорится
жил да был.

61. Т.е. взял к себе или с собой.

62. Собирательно, т.е. Русы.

63. Т.е. не хотели ничего замышлять.

64. Т.е. скверно под Хазарами (под хазарским игом).

65. Т.е. Хазары творили

66. Перун - Бог войны, борения и бури, громами и молниями
повелевающий.

67. Т.е. повепжены во прах лицом.

68. Нераспознанные слова и фрагменты слов оставлены
в исходном виде.

69. Т.е. приложили большие усилия для этого.

70. В исходном тексте емшцi/ мешцi - букв. мечники.

71. Т.е. наподобие Русских.

72. Тут явно говорится не о волжских Болгарах.

73. Под словом поле во Влескниге (как и несколько
позже в былинах) подразумевается степь. Злачные поля
- где растут злаковые растения, питаясь которыми,
скот откармливается, тучнеет.

74. Т.е. настало разьединение.

75. Т.е. купцами, которыетогда назывались просто "гостями"
или "торговыми гостями".

76. Т.е. говорили заманчиво, привлекали своими обещаниями.

Т.е. сотворить Русь как державу.

78. болiaр/ болiaрiн - воинское звание, дававшееся
за храбрость.

79. Т.е. чтобы нам всем увидеть воотчию, что он такой
же подвиг проявил, как и тот боляр (Святояр) со Скотенем
(Скотичем).

80. Древнерусск. ворженце - Воронженец, город(?).

81. Некая разновидность воинов.

82. Т.е. огорожен укрепленной стеной - "кремлем",
был и глагол "окремить".

83. Собир. от "варяги" или "враги".

84. еще один проиносительный вариант Сурожь, и то,
и другое - Солнечный.

85. В текстах Влескниги наблюдается несоблюдение последовательности
глагольных времен.

86. В тексте - на Колунях, т.е. в окрестности (Суражи).

87. Возможно, смысл такой: "чтоб иметь выход (к морю
- ?)".

88.Речь, судя по контексту, идет о южных землях, а
не о тех, которые позже стали Новгородцкими.

89. Сурье - Солнцу.

90. Т.е. Солнце Святое пребывает над нами.

91. Вместо многоточия должно быть какое-то прилагательное
(которое тогда обычно следовало за определяемым словом),
обозначающее, какие земли горят.

92. Возможно, сокр. от Святовид.

93. Хорс/ Хорос - Божество Солнца; Яр/ Яро/ Ярило
- Божество Весны, весеннего Солнца.

94. Сурья - Солнце.

95. Пауки.

96. Т.е. на Сурью.

97. Мар м.р. и Мара ж.р. Божество смерти, заблуждения.

98. Т.е. лучи Ее идут к нам.

99. Сноп, Дед - эпитеты Сварога, Небесного Бога, тж.
Дуб.

100. Санскр.I dasa 1. враждебный, недоброжелательный,
демонический 2. враг, неприятель, злой демон; неариец;
раб; II dasyu 1. non. pr. враждебные
богам демоны, побеждаемые Индрой и Агни;  враг,
неприятель; разбойник, грабитель; неарий, неариец.


101. Имя Отца Ория/Ария появляется во Влескниге в
формах Орий, Орей, Арий, Ирей, Хорей.

102. Кий, Чех и Хорват;  в др. произношении Кий,
Чех (Щеко) и Хорив. Хорив/ Хорев/ Хоровато/ Хорват
происходит от имени Бога солнечного диска Хор/ Хорс
и означает принадлежащий Хорсу/ имеющий отношение
к Хорсу.

104. Или Славянские, т.к. славене значит и то, и другое.

105. Т.е. повозки, запряженные быками; на лошадях
Русы раньше ездили только верхом.

106. Т.е. которые не могли сражаться.

107. Т.е. не обращали на тяготы внимания.

108. Гл.-связка наст. вр. 1 л. мн.ч. от еоiте.

109. Возможное продолжение утраченного фрагмента:
и так мы Арьи. В пользу такого прочтения говорит то,
что в другом месте Влескниги говорится - мы есьмы
Арийское (племя/ народ).

110. Упоминаемый в Повести временных лет Дир (IX в.
н.э.); во Влескниге есть полная греческая форма его
имени - Дирос. "За тысячу пятьсот до Дира" - приблизительно
IV в. до н.э.

111. Возможно, тот же самый Пащек, о котором говорится
в тексте 4г, либо Пащек - потомок Чеха(Щеко), т.к.
это имя явно значит после Щека/ Щеха.

112. Возможно, из Иранцев.

113. Вариант имени Перун.

114. Днепру.

115. Т.е. севернее ее впадения в море.

116. Т.е. не приглашали посторонних князей, а выбирая
Старших из своей среды. - примерно до VI в. до н.э.


117. Т.е. "которые говорят на подобном языке" или,
возможно "союзники".

118. Возле Днепра.

119. В оригинале часто употребляемая в исходных тестах
глагольная форма (здесь жiвхоста/ жiвiахомста)  с
присоединением двух окончаний -1 и 2 л. мн. ч., что
возможно перевести современным "мы с вами".

120. Т.е. относящийся к Сварге, небесный.

121. Сбраживать - осуривать, как говорили тогда, т.е.
подвергнуть воздействию солнца.

122. Какая-то трава - возможно щавель?

123. Суру - сурицу.

124. Т.е. пять раз в день по три глотка или отпивая
по три раза. См. тж., например, в текстах дощечек
3а, 26.

125. Треба - то, что требуется (по обету, по ритуалу)
совершать, т.е. богослужение, ритуал, жертвоприношение.
В современном украинском наречное употребление того
же слова требо - надо.

126. Т.е. между нами и Богами.

127. Божества, насылающие смерть, обман, иллюзию,
наваждения.

128. Иранская традиция, где дивы (дэвы) - противники
Богов, демоны, приносящие несчастье.

129. См. сноску 99.

130. В ВК, 1990 - два текста с одинаковыми заголовками.
Дощечка 5б, Пометки 5б(1) и 5б(2) мои. -  Н.С.


131. Какое-то племя, тревожившее Русов. Возможно,
название города Яссы - однокоренное с их именем.


132. Крупный рогатый скот, от санскр. go корова.

133. Здесь и в следующем предложении буквально "от
еды".

134. Древнее племя. Носили панцири из роговых пластин,
потому и были так прозваны.

135. Букв. отворяли.

136. От стрiбог - бог ветра и просторов, от санскритского
корня stri - простираться; возможно, эпитет ветров
- стрiбожiчi - Стрибожьи потомки и/ или родственники.


137. Видимо, северные или бурные ветры, ср. греч.
Борей - северный втер;  в Новороссийске шквальный,
т.е. бурный зимний ветер с моря называется Бора, тж.
русск. буря, бурный и т.п. Таким образом видим, что
борей - или русское слово, или слово, общее и для
Греков, и для Русских.

138. Т.е. которые пакость сделают и убегают.

139. Война.

140. Готский рех - вождь ("князь"), о котором его
историк Иордан писал, что он якобы создал империю.


Комментариев нет: